Хозяйственно экономические функции семьи – 13.2. Экономические функции семьи

13.2. Экономические функции семьи

Экономические функции семьи многообразны, они затрагивают все важнейшие сферы жизни общества и во многом определяют социально-экономические процессы, происходящие в нем.

Основными функциями семьи являются:детородная (репродуктивная),воспитательная (социализации),восстановительная (рекреационная),коммуникативная (общительная),экономическая ихозяйственно-экономическая.

Детородная (репродуктивная) функция представляет собой рождение детей, воспроизводство населения, трудовых ресурсов. Согласно экономической теории дети являются экономическими благами.

Обеспечивая своих родителей и родственников значительными выгодами, они выступают результатом постоянно развивающегося процесса производства, включающего в себя расходование ресурсов. С экономической точки зрения дети являются источником потребления и объектом инвестиций.

Родители получают в лице детей компанию, дающую выгоды, отличные от выгод от других товаров, таких, как новый автомобиль или хорошее питание.

С детьми можно говорить, гулять, они могут быть партнерами в настольном теннисе или шашках. Их существование дает родителям некоторую надежду не остаться одинокими в старости. Дети могут доставить родителям удовольствие чувствами уважения, необходимости и обожания.

Правильно или нет, дети используются для реализации целей родителей. Мотивация супругов иметь детей может включать искреннюю потребность внести вклад в общество, желание открыть неизвестное или проверить гипотезу о том, что они могут лучше других воспитывать детей. Во всех отношениях дети являются потребительскими благами.

Дети когда-то в истории (и это все еще справедливо для неразвитых стран мира) были средством обеспечения родителям своей пенсии в старости. Пока дети росли, родители выплачивали взносы в фонд своей пенсии, кормя и одевая своих детей; в более поздние годы дети заботились о своих родителях, если те были не в состоянии обеспечить самих себя. Это было время недостаточного развития рынка ценных бумаг и страховых компаний, особенно на вновь открытых территориях.

Такой вид организации домашнего страхования не исчез совершенно. Однако сегодня люди в развитых странах больше полагаются на наличные, финансово-обоснованные планы доходов в старости.

Дети служат важным источником труда, особенно в семьях, живущих в сельской местности, где детский труд может широко применяться и в настоящее время. Родители на начальных стадиях жизни детей инвестируют ресурсы в их развитие, чтобы они могли стать рабочей силой. Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы работать, родители пожинают плоды своих инвестиций.

В литературе по демографическим исследованиям одной из твердо установленных истин является отрицательная связь между уровнем образования родителей и количеством детей: с ростом образования родителей численность детей сокращается.

К сожалению, общая численность населения нашей страны уменьшается, детей в настоящее время рождается меньше, чем умирает взрослых. Если еще в 1991 году нас насчитывалось в Украине 50 миллионов человек, то через 13 лет осталось около 48 миллионов.

Одной из главных причин увеличения населения страны является повышение уровня жизни в стране и создание благоприятных условий для адаптации детей к самостоятельной жизни.

Воспитательная (социализации) функция предполагает получение ребенком первоначальных знаний о правилах жизни среди людей. Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с родителями, членами семьи, родственниками, профессиональными воспитателями, окружающими людьми.

Издержки родителей по воспитанию детей включают затраты семьи на рождение, питание, одежду, кров, образование, развлечения, медицинские расходы, страховку, транспорт и др. Другими статьями издержек, часто не учитываемыми, являются эмоциональные затраты родителей и время, потраченное на воспитание детей. Специалисты подсчитали, что в Украине родители затрачивают на воспитание ребенка до 18 лет, в среднем, около 20 тысяч долларов США, в США – около 200 тысяч долларов.

В процессе социализации человека государство оказывает ему разнообразную помощь материальными пособиями, содействием в получении образования, охране труда, страховании, оплате нетрудоспособного периода и др.

Восстановительная (рекреационная) функция означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда. Семья как основной рекреационный институт помогает нам сбросить с себя то «напряжение», которым мы «зарядились» в обществе, в своей личностной, должностной, профессиональной и гражданской деятельности. Даже уровень эффективности воздействия специализированных рекреационных учреждений (санаториев, домов отдыха, центров туризма и др.) во многом зависит от того, в какой семье живет человек, то есть от восстановительного потенциала семьи.

Анализ расходов семей на отдых, проведение досуга, путешествия свидетельствует об их росте и изменении предпочтений отдыхающих на более комфортные условия и повышение информативности отдыха.

Коммуникативная функция семьи проявляется в удовлетворении потребности человека в общении и уединении. В большинстве случаев общение приносит удовлетворение. Вынужденное общение приносит человеку дискомфорт, у него появляется потребность в уединении.

Экономическая функция предполагает заботу членов семьи о наполнении семейного бюджета и его рациональном использовании. Поступления в семейный бюджет могут быть от заработной платы членов семьи, доходов от предпринимательской деятельности, от сдачи в аренду собственности, дивидендов на акции, подсобного хозяйства, пенсий, стипендий, пособий, наследства и т.д.

Первоочередными расходами семейного бюджета являются налоги и расходы на питание.

Более подробно экономическая функция семьи изложена в параграфе 13.3, посвященном семейному бюджету.

Хозяйственно-экономическая функция ориентирована на выполнение хозяйственно-бытового труда, ведение семейного подсобного хозяйства, предпринимательства.

Домашнее хозяйство до сих пор поглощает значительную часть бюджета времени членов семьи. Работы в домашнем хозяйстве, значительная доля которых осуществляется женщинами, весьма трудоемки, требуют немалых физических усилий. Согласно специальным обследованиям, развешивание белья требует больше затрат, чем равная по времени работа на тракторе, протирка окон – больше, чем вождение такси, а при глажении белья в течение часа расходуется столько калорий, сколько их расходует за такой же период каменщик. Все это определяет важное значение развития сферы бытовых услуг и механизации домашнего труда.

Особой сферой производительного труда в семье, поглощающей значительную часть бюджета времени, является приготовление пищи. Согласно проведенным обследованиям, в течение недели на обеспечение домашнего питания (покупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды) у мужчин уходит 5 ч. 17 мин., у женщин – 16 час. 22 мин. И, соответственно, на ведение домашнего хозяйства мужчины затрачивают, примерно 36 процентов времени, а женщины 64 процента.

studfile.net

2.Экономическая и хозяйственно-бытовая функция семьи (содержание детей).

Суть этой функции семьи с общественной точки зрения заключается в поддержании несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, с индивидуальной точки зрения ‑ в получении материальных средств и хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других.

3. Воспитательная функция семьи — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Благодаря рождению детей семья воспроизводит не только самоё себя, но и поддерживает биологическую непрерывность общества, обеспечивает воспроизводство населения. В семье рождается не только человек, но и гражданин.

Семья включает в себя всю систему общественных отношений ‑ брачных и родственных, правовых и социальных, хозяйственно-бытовых и экономических, нравственных и этических, психологических и эмоциональных. Благодаря этому семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения.

Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придаёт смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Первые пять лет в жизни ребенка особенно важны, так как именно на эти годы жизни приходятся «сенситивные пики» развития. В это время закладываются основы личности ‑ память, интеллект, речь, мышление, эмоции, характер, познавательная активность. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности. В этом возрасте ребенок усваивает запреты и нормы поведения, которые закладываются в его «Сверх-Я».

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. По этому поводу в народе говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.

Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители и дети.

Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению «Я» каждого и др. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом.

Неспецифические функции семьи раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают вовсе.

Запишите:

Неспецифические функции семьи менялись на протяжении всей истории человечества.

Семья постепенно освобождалась от многих своих неспецифических функций, передавая их, по крайней мере частично, другим социальным институтам.

Неспецифические функции семьи:

1. Функция социальной и эмоциональной защиты своих членов.

Прочитайте:

Известно, что сущность любого явления особенно ярко проявляется в экстремальной ситуации. В минуту опасности большинство людей стремится быть рядом со своими семьями. В ситуации, угрожающей жизни и здоровью, человек зовет на помощь самого родного и близкого человека ‑ маму. В семье человек ощущает ценность своей жизни, находит бескорыстную самоотдачу, готовность к самопожертвованию во имя жизни близких людей. Сознание, что человек нужен и дорог кому-то, что его любят и что за него готовы отдать жизнь, порождает чувство защищённости и безопасности, поддерживает моральный дух и уверенность.

Запишите:

2.Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передаёт) определенный социальный статус членам семьи.

3. Рекреативная, восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.

Прочитайте:

Эта функция недостаточно изучена, но учёные располагают достоверными фактами, доказывающими положительное влияние семьи на здоровье супругов. Следует привести некоторые примеры, подтверждающие это: холостяцкая жизнь способствует (прямо или косвенно) возникновению таких серьезных заболеваний, как гипертония, неврастения, язва. Супружество оказывает более благоприятное воздействие на здоровье супругов, причём на организм мужчины больше, чем женщины. А потерю одного из супругов тяжелее переносят мужчины, нежели женщины.

Известно, что сформировавшаяся личность реализует себя, прежде всего, в общественно полезной деятельности. Конечно, ежегодно трудовой человек может получить отпуск, иногда попадает в дома отдыха, санатории, ездит на курорты и в другие места рекреации, восстановления своих сил. Но повседневным, основным рекреационным институтом является всё-таки семья. Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то напряжение, которым «зарядились» в обществе, в своем личностном, должностном, профессиональном и гражданском функционировании. Именно от семьи. прежде всего, зависит наше социальное здоровье. Даже уровень эффективности воздействия рекреационных учреждений и мест во многом зависит от того, в какой семье живет человек, то есть от досугового потенциала семьи. И день жизни в семье может для одного человека по своей эффективности сравняться с неделями пребывания в доме отдыха. А иногда и наоборот: по своей психической нагрузке один день пребывания в семье порой превышает недели трудовой нагруженности человека.

Запишите:

4. Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга.

5. Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

6. Фелицитологическая функция в какой-то мере она объединяет в себе все остальные функции. «Фелиците» в переводе с латинского на русский язык означает «счастье». Следовательно, фелицитологическая функция означает создание условий для счастья каждого члена семьи. Но выполнять эту функцию может только дружная, благополучная, культурная, полноценная в морально-психологическом отношении семья.

Прочитайте:

Считать, что фелицитологическая функция не существовала и ранее, наивно. Но именно сейчас любовь и счастье стали основной причиной создания семьи, а не репродуктивные и экономические соображения. Поэтому усиление роли фелицитологической функции в семье делает современные семейно-брачные отношения специфичными по сравнению с семьей и браком других исторических периодов.

Во все исторические эпохи вплоть до самого недавнего времени семья успешно выполняла свои специфические функции, способствуя выживанию общества в целом, а все изменения в основном сводились лишь к изменению неспецифических функций семьи.

Запишите:

Негативные процессы, прежде всего депопуляция населения, начались тогда, когда институт семьи перестал в необходимом объёме выполнять те функции, даже частичная передача которых другим институтам невозможна, в первую очередь ‑ функция физического воспроизводства населения.

Функций семьи столько, сколько видов потребностей они удовлетворяют в устойчивых, повторяющихся формах. К началу XX столетия социальные институты всё более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания (школа и детсады), защиты и охраны (полиция, армия), функции питания, одежды, досуга (сфера обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

studfile.net

Экономическая и хозяйственно-бытовая функции

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего при наличии неполной семьи). В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи и ведение домашнего хозяйства.

Хозяйственно-бытовая функция – удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получения их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье. Хозяйственно-бытовая и экономическая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи, способствуя приумножению благосостояния семьи, сохранению и увеличению здоровья ее членов.

Благосостояние семьи зависит в современном обществе от уровня доходов и материальных потребностей, социального статуса и запросов ее членов. Последние варьируются в больших пределах, но в основном зависят от образа жизни, который прививается родителями и является устойчивым мотивационным и поведенческим стереотипом. Способность к труду зависит практически от всех функций семьи, но особенно сильно от воспитательной, общения и от хозяйственно-бытовой деятельности. Реализация этой функции достаточно вариативна для различных семей. Для эффективно функционирующих семей привитие ценности труда своим членам не представляет большого труда. Для членов проблемных семей последовательный, систематический труд выпадает из разряда жизненных необходимостей и ценностей. Это происходит по большей части в силу:

  • слабости социальных связей и семейных коммуникаций;

  • эмоциональной неуравновешенности;

  • ряда социальных причин.

Воспитательная функция

Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

Реализация воспитательной функции семьи происходит, как множество воздействий малой социальной группы на каждого своего члена в течение всей жизни, формируя личность ребенка. Соответственно это постоянное взаимное влияние детей и родителей друг на друга. Семейному воспитанию присущи непрерывность, продолжительность и устойчивость. Причины многих личностных проблем взрослых людей заложены в детстве несовершенным воспитательным воздействием родителей и семьи в целом. «Ничего нет хуже, когда детские проступки не исправляются и через это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, объективно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещеваниями исправить его…» [8].

В последнее время в условиях все усложняющейся современной жизни увеличивается количество детей с нарушением поведения. Эти нарушения могут проявляться в высокой тревожности ребенка, отчуждении, эмоциональной непроникаемости, агрессии, враждебности как по отношению к родителям, так и к сверстникам. Причины такого поведения далеко не всегда лежат на поверхности. Отсюда потребность в понимании заложенных в ребенке не только субъективных факторов, но и объективных, представляется крайне значимым, интересным. Объективным фактором является нарушение внутрисемейных отношений, приводящих к трудностям развития коммуникативных способностей ребенка.

studfile.net

приведите 3 примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи?

Жизнеобеспечение функционирования семьи требует четкой организации и распределения ролей. Специально проведенные исследования (В. Баршис, 1980) показывают, что хозяйственная нагрузка женщины в современной семье составляет 10—14 ч в сутки. Данные по женщинам: в будний день бытовая нагрузка меньшее 1часа составила у 1,1% обследуемых, 1_2 ч —у 25,1, 3—4 ч —у 17,8, более 6 ч —у 14,8%. Если учесть затраты труда по дому в выходные дни, то на ведение домашнего хозяйства женщина тратит в среднем 3—3,5 ч ежедневно. Такие обязанности, как покупка продуктов питания, приготовление пищи, уборка квартиры, стирка, сопровождение детей в дошкольные детские учреждения и обратно, посещение родительских собраний в школе, помощь детям при подготовке уроков, контроль за соблюдением детьми режима дня, на 60—95% выполняются женщинами. Мужчина же выполняет весьма ограниченный круг обязанностей. Если исключить мелкий ремонт бытовых приборов, который падает на долю мужчин в 71,7%, то в остальных обязанностях доля их участия лишь от 1*4 до 29,4%, причем такие несложные поручения, как посещение родительских собраний,— 19,7%, помощь детям при подготовке уроков — 22,5, сопровождение детей в дошкольные детские учреждения и обратно домой — 29,4%. Дети выполняют домашние поручения от 0,4 до 8,5%, родители жены или мужа — от 1,1 до 7, другие члены семьи — от 0,4 до 1,9%. Большая домашняя нагрузка женщины несомненно накладывает негативный отпечаток на положение ее в семье и обществе. Правда, многие специалисты в области геронтологии утверждают, что именно большая физическая нагрузка женщин в быту является одной из причин того, что средняя продолжительность их жизни превышает таковую у мужчин. Но, как говорится, всему есть предел. Мужчину, который все домашние дела взваливает на плечи жены, никак нельзя назвать любящим мужем. Перераспределение домашнего труда среди членов семьи — задача сложная. Многое здесь зависит от уровня потребностей супругов, возможности использования коммунальных удобств, места жительства (село, город) , наличия приусадебного участка, общепринятых обычаев, традиций, образования супругов и т. д. Справедливое распределение домашней трудовой нагрузки между всеми членами семьи может идти разными путями, но главным здесь должно быть повышение самосознании и ответственности каждого члена семьи. Огромным резервом привлечения мужчин к выполнению домашней работы является более широкое внедрение механизации домашнего труда. Появление специальных автоматических агрегатов для мытья посуды, стирки белья, полотеров, пылесосов привлекает мужчин к выполнению целого ряда постоянных домашних обязанностей.

touch.otvet.mail.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *