«Что ты думаешь?» - «Не знаю» или О пользе развития критического мышления
Быть «незнайкой» человек приучается с самого детства. Это родительский запрет на мысли, которые часто могли сопровождаться такими словами: «Не умничай!.. Не надо думать. Тебе это не полезно». Родители с самого детства приучают человека не думать, не иметь своего мнения, ничего не желать. Конечно, поначалу у ребенка имеются какие-то мысли и желания. Но поскольку он перестает к ним прислушиваться, они вскоре прекращают быть в его голове.
Родители считают свое чадо глупым. Они часто осмеивают мысли своего ребенка. Как результат, люди с таким запретом начинают думать, как все. Они очень боятся ситуаций, где нужно нестандартно думать. Они замыкаются. На вопрос «Что ты думаешь, какое твое мнение?», они отвечают: «Не знаю». Способности к размышлению такого человека сведены к минимуму.
Отсутствие умение критически мыслить и отсутствие собственного мнения рождает большинство, которое совершает ужасные вещи. Такие люди даже не подозревают, что во главе такого большинства стоит тот, кому это выгодно и интересы этой личности могут быть самыми страшными.
Усвоив в родном доме основы того, что хорошо, а что плохо, ребенок выходит во враждебный мир, который то и дело пытается доказать ему правильность своих истин и несовпадение их с тем, чему его учили дома. Чтобы уберечь еще не окрепшую личность от извращенных понятий, необходимо выработать в ребенке умение мыслить критически. К сожалению, множество людей живет по привычке, практически не используя свой разум. Они ходят на работу и выполняют ее автоматически, смотрят телевизор и верят в то, что им там говорят, потом переносят то, что услышали в свою семью как свои мысли и думают, что это действительно их мысли. Такие люди, как правило не понимают, что большинство их мыслей и убеждений - не их личные, а навязанные им тем, кому это выгодно. Одним из легких примеров тому, покупка тех товаров, которые рекламируются. Большинство свято верит в то, что если товар много рекламируется и широко известен, то он стоит того, чтобы его купить. Один из тяжелых последствий отсутствия критического мышления - фашистская Германия, которая по «непонятным» причинам из протестантского христианской страны за несколько лет превратилась во врага человечества.
Отсутствие умение критически мыслить и отсутствие собственного мнения рождает большинство, которое совершает ужасные вещи. Такие люди даже не подозревают, что во главе такого большинства стоит тот, кому это выгодно и интересы этой личности могут быть самыми страшными.
Научив ребенка мыслить критически, вы предостережете его от нехорошей компании и плохих связей, от неправильного выбора друзей и партнеров, от самообмана и мошенников. Можно еще много перечислять достоинств критического мышления, но как этого добиться?
Развитое критическое и творческое мышление дают огромное преимущество личности в обществе делать обдуманный, правильный выбор в краткие сроки.
Прежде всего необходимо определить, что критическое мышление – это искусство приобретения правильных знаний посредством системы различных техник и навыков. Если идти от конечного результата, то умеющий критически думать человек:
- Имеет свое мнение и может его отстоять,
- Умеет слушать и слышать,
- Делает собственные выводы на основе анализа и своего и чужого опыта
- Не делает выводов на основе непроверенной информации
- Не поддается манипуляциям
- Четко и взвешенно оценивает последствия своего решения
- Четко формулирует задачу и метод ее решения
- Не паникует, если встречается с неизвестным
- Всегда открыт новой информации и идеям
- Уважает чужое мнение, даже если оно не совпадает с его мнением.
- Умеет признать свое мнение ошибочным.
Несомненно, мы можем дать нашим детям только то, чем сами обладаем. То есть для развития критического мышления у наших детей, нам самим необходимо таковым обладать, а это непрерывный процесс развития.
С чего же начать? Конечно же с общения.
- Обсуждайте с детьми различные жизненные ситуации, совместно делая выводы о поведении того или иного человека. При этом важно соблюдать правило, о котором уже упоминалось: критиковать только поступок, а не человека.
- Делитесь своими проблемами на работе и в отношениях (избегайте обсуждения с ребенком проблем с супругом/супругой). В ответ интересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками.
- Совместно просматривайте фильмы и телепередачи с обязательным и ненавязчивым анализом намерений героев и прогнозом результатов их действий.
- Постоянно показывайте неизменность причинно-следственных связей событий. Ребенок должен осознавать, что зло рано или поздно будет наказано и все тайное становится явным.
- Научите различать манипуляции, всегда пытаясь найти мотив того или иного поступка. Все имеет свою причину, а в некоторых случаях главную причину тщательно скрывают, пытаясь сбить с толку.
- Необходимо учитывать, что всегда есть что-то, чего мы не знаем, и учитывать это в своих выводах.
- Объясните, что нельзя принимать поспешных решений и ответить твердым «нет», особенно, если на человека оказывают давление. Давление и манипуляция особенно часто используются там, где есть денежный или имущественный интерес.
- Важно найти грань между любовью к людям, доверием и наивностью.
- Научите ребенка всегда взять «тайм-аут» перед сложным решением и обязательно поискать совета у того, кому он доверяет.
- Объясните, что людям свойственно преувеличивать, преукрашивать и перекручивать события, а главное - представлять в том свете, в котором им выгодно.
- Учите поддавать критике действия и мысли большинства. Одним из сигналов, что ваш ребенок становится рабом большинства могут служить фразы «ну все же так делают», «все туда ходят», «всем это нравится».
- Ставьте под сомнение слова окружающих, задавайте наводящие вопросы и со временем ребенок сам начнет делать также. Будьте внимательны! Избегайте критиканства и сарказма!
- Всячески стимулируйте всесторонние знания из самых различных сфер жизни, которые на первый взгляд совсем не связаны.
- адавайте «странные» вопросы ребенку, заставляющие его думать: что общего между ежиком и молоком, как бы абориген описал газонокосилку, что бы сделал бы человек такой –то профессии в данной ситуации…?
- Необходимо объяснять природу стереотипов и учить развинчивать их. Для этого опять же необходимо задавать различные наводящие вопросы: почему люди покупают то, что рекламируется, даже если оно дороже, сравнивать информацию, например предложите сравнить состав дорого шампуня с дешевым путем простого прочтения этикетки,
- Учите наблюдательности, учите уделять особое внимание деталям.
- Объясните, что все могут ошибаться, не только отдельные люди, но и целые народы. Что помимо непреложных правил есть еще и исключения из правил, в том числе и из физических законов природы. Что бывают и оптический обман и разное восприятие. (картинка женщина/девушка).
- Необходимо возвести способность к приобретению знаний и к анализу информации в привычку.
- Научить докапываться до истинных мотивов и понимать суть явлений.
Очень важно помнить, что родители являются непререкаемым авторитетом для детей только до достижения ими подросткового возраста. В современном обществе этот возраст наступает раньше того, что был 20 – 30 лет назад. Дети с 10 лет уже начинают претендовать на «взрослость» , постепенно отвергая авторитет родителей и все больше склоняясь к авторитету сверстников. При этом особую опасность представляет «стадное чувство» подростков, когда они как-будто теряют свою индивидуальность, максимально стараясь подражать своим сверстникам и подростковым кумиром.
Поэтому особенно важно до этого возраста сформировать в ребенке правильное мировоззрение. И тут мы не можем обойтись без авторитета Библии с ее «не сотвори себе кумира». Господь знает о склонностях человека и предостерегает его в главных заповедях.
Посему и авторитет должен быть у человека один – Бог. Чем больше мы будем стремиться уподобиться характером Христу и воспитать тоже стремления в детях, тем безопаснее и счастливее будет их жизнь.