9 ошибок в попытках угодить начальству
«Что же я делаю не так»? – отчаянно думаешь ты? Может мне вести себя как Алена из отдела продаж – начать докладывать работодателю о косяках сослуживцев? Но ведь Алена тоже, время от времени, получает свою порцию свежих выговоров. Или Антон, который так часто скандалит с директором? Тебя переполняет гнев, ты боишься подойти с лишним вопросом, делаешь все в спешке и страхе, наугад, потому что за одну минуту общения с ним, твоя самооценка падает до нуля.
«Наверное, я просто не умею работать» - отчаянно думаешь ты и опускаешь руки. В итоге работа перестает приносить удовольствие, ты коротаешь рабочее время на сайтах объявлений в рубрике «работа», потому что твое терпение подходит к концу. Начинаешь пререкаться в ответ, чтобы хоть как-то показать, что у тебя есть чувство собственного достоинства. Но это ни к чему не приводит, кроме как к понижению твоей работоспособности.
Итак, чем же мы провоцируем начальство на выговор?
Ошибка №1 Самое красное правило: «дисциплина»
Если руководитель ставит приоритетом в работе коллектива пунктуальность своих сотрудников, то вам ничего не остается сделать, кроме как научиться приходить вовремя. Подавляющая масса работодателей предпочитает, чтобы сотрудники приходили за пять минут до начала рабочего дня, чтобы иметь возможность снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и начать рабочий день подготовленными.
Ошибка №2 Поведение, которое вызывает жалость.
Даже если в вашу работу входит подавать начальнику кофе, делайте это с улыбкой и ровной спиной, не спеша. Страх перед начальством и страстное желание ему угодить хорошо чувствуется извне и напрочь убивает к вам уважение. Естественно, ни о каком повышении не может идти речь. Вас не смогут повысить, пока вы не почувствуете себя уверенным в себе человеком, который не так сильно зависит от настроения окружающих. Позиция «Я сделаю для вас все, только не увольняйте меня» - плохой вариант для любой работы. А вот если вы заняты отчетом и руководитель подходит и дает вам другое задание, вы можете тактично поинтересоваться? «Смогу ли я приступить к этому позже, или вам необходим результат в кратчайшие сроки?» Со временем даже самый строгий начальник начнет спрашивать вас: «Сможете ли вы сейчас сделать эту работу?», начав тем самым обращаться к вам как к ценному специалисту.
Ошибка №3. Страх обосновать свою точку зрения.
Аргументируйте, аргументируйте, и еще раз аргументируйте свою позицию! Есть большая разница в том, находите ли вы оправдание своим проступкам, или четко и спокойно объясняете, почему вы провалили задание. Не бойтесь брать на себя смелость взять ситуацию в свои руки и найти варианты решения проблемы. Пока начальник изливает на вас красочные речи о том, какой вы безответственный, не теряйте время на ощущение собственной ничтожности, - начните обдумывать, как вы можете исправить ситуацию.
Используйте такие выражения как: «Вы правы, но…», «Извините, но..». Если вы со своей стороны не правы, то твердо скажите: «Извините, я постараюсь исправить свою ошибку». Так же можно перечислить средства, которых вам не хватает для выполнения той или иной цели. Вам необходимо научиться сдержанности, если вы хотите сохранить работу.
Ошибка № 4. Слепая лесть
Проговаривание комплиментов начальству – не плохой способ на время поднять себя в глазах руководителя, но не стоит забывать о том, что говорить лучше о тех достоинствах, которые действительно вам нравятся. Если этот человек вам очень неприятен, и вы не видите в нем совсем ничего хорошего, лучше в данном случае ничего не говорить, иначе будете выглядеть лицемером. Неискренность тоже очень хорошо видна снаружи.
Ошибка №5 Попытка скрыть свое недовольство.
Снаружи это смотрится как страх и лицемерие. Когда вас осуждающе спрашивают: «Вам что-то не нравится?», вы можете подумать и предложить начальству свои варианты решения той или иной проблемы.
Ошибка №6. Нежелание предложить помощь
Если вы очень сильно не любите начальство, если вам этот человек крайне неприятен, с его стороны это невозможно не заметить. Поверьте, он об этом знает, но ждет от вас, чтобы именно вы нашли с ним общий язык. Если вы, время от времени, ненавязчиво предлагаете ему свою помощь, можно дать понять руководителю, что вы идете навстречу к налаживанию отношений. На вашем самочувствии никак не отразится ситуация, когда вы, к примеру, поможете руководителю открыть дверь, когда у того заняты руки. Не нужно ходить за ним следом и искать ситуаций, где придется его подстраховать, но если такая возможность выпала, не теряйте ее. Когда человек видит, что вы его не любите, но в трудный момент протягиваете ему руку помощи – это стоит дорогого. А если это еще и бескорыстно, то это огромный плюс в плане расположения руководителя к себе.
Ошибка №7. Отказ благодарить
Если коллектив просит вас "проставиться", никогда не игнорируйте эти просьбы, придя на новое место работы. Так же, словесно поблагодарите всех за теплый прием, особенно руководителя. «Этот человек ничего хорошего мне не сделал, его не за что благодарить» - ошибочная позиция.
Ошибка №8. «Я очень полезен, я стучу»
Многие люди часто пытаются самоутвердиться перед начальством за счет проколов коллег. Как это ни парадоксально, такие персоны не в приоритете. Любой адекватный руководитель стремится к тому, чтобы коллектив был слаженным. Тот, кто разносит сплетни и стучит, как раз его разлагает. К тому же, любители облить грязью сослуживцев, зачастую очень нелестно отзываются и о начальстве. Разумеется, за спиной. Поэтому, подобные люди всегда оказываются первыми кандидатами на вылет, если грозит сокращение. Особенно, если они еще работают неважно. Да и начальник может сделать вывод, что если человек так много следит за личной жизнью своих коллег, то, возможно, у него слишком много свободного времени. У опытного руководителя подлинного уважения к этому человеку не будет. Он просто будет использовать подчиненного в своих целях. Но и ругать будет наравне со всеми.
Ошибка №9 Панический страх сказать «нет»
Если вы в силу рабочей ситуации, которая требует немедленного решения, вынуждены задержаться в офисе на несколько часов после окончания рабочего дня, не отдавайте свое время зря с горящими глазами «я все для вас сделаю». Начальство может этого и не оценить, так как в вас настолько чувствуется желание угодить, что можно подумать, будто это нужно вам. К тому же, переработка оплачивается крайне редко, ведь официально это нигде не закреплено. Каким бы авторитарным не был ваш руководитель, в этом случае он должен деликатно попросить вас остаться. Речь идет о вашем личном времени. Если этого не происходит, дайте понять руководству, что у вас есть свои важные дела. Без криков, по схеме – аргументированно. Ощущаете разницу: у вас попросили конфету или забрали ее силой? Как вы будете чувствовать себя во втором случае? Ваше личное время – это даже не конфета, это золото. Если вы – амбициозный человек, который использует свои возможности по максимуму, - вы будете проводить любой выпавший свободный час с пользой для своего будущего. У вас же есть цели? Построить свой дом, купить машину и т.д..
Если вы будете терять время зря, обижаясь на то, что у вас силой забрали ваше «золото», но промолчите и будете дальше выполнять чью-то волю, пытаясь сделать вид, что все хорошо, у вас не будет ни чувства собственного достоинства, ни результатов достижения ваших целей. К тому же, вас будут чаще оставлять после работы. Такие люди удобные, их даже благодарить не нужно. Зачем их благодарить? Они же с удовольствием остаются!
К тому же, когда подчиненный, который через день бесплатно перерабатывает свои часы, просит у руководителя отпустить его куда-то по личному вопросу, то упирается в стену негодования – «кто же работать будет»? Такие проблемы вполне существенны. Если же у вас такая работа, с которой вы, время от времени, можете уйти пораньше, то и остаться в силу срочности по просьбе начальника – не должно составлять для вас никаких проблем. Конечно же, если вы очень любите свою работу, вам не тяжело перерабатывать, но любой труд имеет свою цену, вы можете смело попросить премию. Цените свое время.
Любой руководитель приемлет адекватную критику, аргументы и ваши идеи по поводу развития и взаимодействия коллектива. Иначе, он попросту бы не стал начальником. Нужно уметь избавляться от внутреннего ощущения: «я не имею права выражать свои мысли».
Чем больше человек пытается угодить начальству, чем больше он прячет свое мнение, тем больше тот его «дрессирует» и проверяет на прочность. Потому что настоящему руководителю важно, чтобы его окружали сильные люди, на которых можно положиться. Вот таким образом он и воспитывает. В виде умеренной жесткости. Смягчить напряженные отношения с руководителем – процесс трудоемкий. Конечно же, самое важное – это стараться хорошо работать. Но помимо работы существует еще межличностная ступень отношений.
Но если начальство переходит в вашем общении все границы, и вы не слышите в свой адрес ничего кроме криков, угроз и многочисленных переходов на личности, и приведенные методы вам не помогают, то, похоже, его нервная система дала сбой, и вам, действительно, лучше задуматься о новом месте работы.
Следует помнить, что подход к работодателю – это не череда бесконечных попыток ему угодить. Это, прежде всего истинное желание установить связь на человеческом уровне, где у каждого есть свои права и осознание тех вещей, которые вы делаете с удовольствием, и тех, в которых вы переступаете через себя и лишаете свою личность способности развиваться.